Представьте: все, что есть в вас детского, наивного, верящего в любовь, разлитую повсюду, вырвалось наружу и воплотилось в человека. Каким он будет казаться во взрослом мире? Ненормальным, смешным, нелепым! Но и щемяще родным, дорогим – ведь это часть нас самих. Такова Жульета – героиня спектакля театра АпАРТе «Пожалел дурак дурочку».
Но все ли жалеют несуразную девочку-девушку? Нет, конечно. Это делают лишь те, в ком самом не умер ребенок. Как правило, таковы люди творческие, умеющие жить в разных мирах одновременно и быть в них неодинаковыми. В пьесе это актер и художник. Они инстинктивно понимают, что без пронзительной искренности нараспашку, выходящей за грань нормы (может быть, даже воспитания, образования, элементарных прагматичных навыков), не было бы искусства.
Но сразу впустить в свою жизнь неудобную во всех отношениях Жульету трудно даже им. А когда, наконец, главный герой решается, уже поздно. Он потерял Жульету и вместе с ней успех. ...Не надо бояться быть открытым миру, смешным, порой навязчивым, если хочешь состояться как человек и как профессионал. Не надо стесняться проявлять себя в просьбах-желаниях, творчестве, любви. Стоит жить откровенно, как бы странно это ни казалось со стороны. Думаю, это главная мысль спектакля.
Интересно следить, как эта мысль развивается в почти детективном сюжете. Как герои сталкиваются с разными забавными персонажами – по-житейски хитрой уборщицей, мещанами, отгородившимися глухим забором, успешной деловой женщиной, вынужденной покупать любовь.
Спектакль получился трогательным и грустным, хотя по ходу действия то и дело смеешься. Эпиграфом к постановке может служить короткая нескладная песенка, сочиненная Жульетой. Песенка и детская, и философская. Она имеет неожиданное свойство: совсем не шлягер, но будет потом преследовать вас не один день.
Галина Качук