Агата Кристи, Детектив.

ХИТ СЕЗОНА. Психологическая драма по пьесе Агаты Кристи «Назад к убийству».16+

Основная сцена (ул. А.Солженицына, д. 17, стр. 5). Продолжительность спектакля 1 час. 45 мин., без антракта.
  • Режиссер-постановщик и сценограф – Андрей Любимов
  • Художники-постановщики - А.Любимов, Е.Воронина

Действующие лица и исполнители:

 

Премьера состоялась 31 октября 2012 года.

Изощренная детективная интрига, яркие характеры, выразительное и остроумное визуальное решение – в спектакле Андрея Любимова, поставленном по одному из лучших образцов английского детектива.

Агата Кристи, самый известный в мире автор детективной прозы и один из самых публикуемых писателей за всю историю человечества создала свой великолепный роман «Пять поросят» (первоначальное название – «Убийство в ретроспективе») в 1942 году, а спустя почти двадцать лет, в 1960-м, написала на его основе пьесу «Назад к убийству». В ней непревзойденная королева детектива с присущим ей блеском разоблачает коварное преступление, происходящее на фоне любовных отношений героев и связанных с ними запутанных психологических ситуаций.

Морис Ричардсон, обозреватель газеты «The Observer», писал о романе «Пять поросят»: «Несмотря на наличие всего пяти подозреваемых, миссис Кристи, как обычно, продела кольцо сквозь ноздри читателя, и ведет его к сокрушительной развязке».

По мнению исследователей творчества Кристи, это первая и лучшая из серии ее книг, в которых герои расследуют убийство, свершившееся в прошлом. То же самое можно сказать и о пьесе, несмотря на то, что со сценической судьбой гораздо больше повезло другой пьесе Кристи – «Мышеловке», сыгранной только в Лондоне уже более двадцати тысяч раз и ставшей не только хрестоматийным материалом пособий для изучения английского языка и литературы, но и достопримечательностью Лондона.

Ощущение необычной психологической глубины этого романа и этой пьесы в первую очередь обусловлено их оригинальной формой: по существу, это серия воспоминаний о случившемся много лет назад убийстве тех, кто был свидетелем самого убийства и участвовал в расследовании и судебном процессе. Это дает возможность, - как пишет Роберт Барнард, - видеть события и вовлеченных в них персонажей с разных точек зрения, придавая видимость сложности и глубины даже тем действующим лицам, которые, по существу, извлечены из запасников Кристи. Что же касается центральных участников этой драмы, то в их случае драматическая фантазия и эмоциональное сочувствие достигают того уровня воздействия, что персонажи обретают настоящую (и необычную для Кристи) жизнь и смерть.

В спектакле «Агата Кристи. Детектив» в полной мере использованы все преимущества ретроспективного сюжета пьесы. Долгий промежуток времени между убийством и расследованием позволяет и эффектнее обрисовать те последствия, к которым привело каждого из персонажей их участие в этом деле, и создать внутреннюю напряженность между они-тогда и они-сейчас.

Мы видим юную Эльзу (Антонина Комиссарова) с ее необузданной, почти животной страстью, не имеющую ни капли человеческого горестного опыта - и Эльзу сегодняшнюю, утомленную собственной пустой и изнеженной жизнью, опустошенную и погасшую. Анджелу – дерзкого гиперактивного подростка с многочисленными комплексами и Анджелу – взрослую интеллектуалку, самодостаточную и решительную.

Множественная перспектива позволяет увидеть вершину любовного треугольника – Эмиаса (Иван Косичкин) – гораздо более глубоким, чем его поверхностный образ распущенного и самовлюбленного художника, живущего в свое удовольствие и готового пожертвовать любым, оказавшимся на пути его искусства. А братьев Блейков – загадочными, увязшими в собственных туманных тайнах.

Та же возможность увидеть героя глазами других персонажей, позволяет актрисе Лилии Соловьевой (которой выпала самая трудная задача – сыграть и мать, и взрослую дочь) создать объемный и психологически многозначный образ Каролины Крейл – той, что предстает в воспоминаниях других то холодным дьяволом, то мученицей, то почти святой.

Все эти стороны изображения Каролины Крейл не только используются для создания искусного и убедительного характера, но и становятся важнейшими в тот момент, когда приходит время объяснить ее поступки и решить загадку. В этой истории, в значительно большей мере, чем это обычно для Кристи, разгадка лежит в характере.

В блистательных диалогах Кристи предоставляет нам счастливую возможность уловить интонации, заметить оттенки значений, принять во внимание возможную двусмысленность выражений, их полутона. Разгадка зависит от того, как мы интерпретируем кратчайшие отрывки разговоров или писем: Ты и твои женщины! Я готова убить тебя, Я соберу ее вещи или Долги всегда нужно возвращать. И если вслушиваться в эти диалоги внимательно, с учетом всей ситуации и держа в уме эмоциональную историю всех персонажей, то появляется, по крайней мере, шанс прийти к разгадке.

Яркое визуальное решение спектакля – с вращающимися экранами и стильным антуражем, то угрожающе-аскетичным, то карнавально-пестрым, ностальгически «хипповым» - тоже становится данью этой множественности полутонов и тонкой игре ума Кавалердамы Ордена Британской Империи (этой награды писательница была удостоена в 1956 году).

Критики неоднократно говорили, что это произведение – возможно, лучшее из написанного Кристи. Сама же она по поводу своей пьесы (другой пьесы, но это не столь уж важно) высказалась так: «Это такой спектакль, на который можно привести кого угодно».

Пресса:

 

Фотографии