Игроки.

Московский драматический театр «Апарте» славится своими яркими работами, одна из которых – спектакль «Игроки». Действие комедии происходит в 1836 году, но Дмитрий Ефремов переносит события в современный мир. Правда, стоит отметить: произведение хоть, и написано в другой эпохе, но до сих пор не теряет своей актуальности на сегодняшний день, и находит отклик у театральных деятелей 21 века.

Минимальное количество декораций, среди которых оказался овальной формы деревянный стол и три выхода - это комната, в которой сосредоточено основное действие картины. Начало неторопливое, слегка растянутое: монолог Ихарева о везении в игре. Далее - диалог главного персонажа с Алексеем. Неожиданный поворот, поскольку Алексей Дмитрия Ефремова - высокая, молодая девушка. Прежде, чем познакомиться со своими соратниками-шулерами, Ихарев одержим мыслью: "Обчистить всех", которая становится для него идеей фикс. Правда, не всем мечтам суждено сбыться. Но персонаж Дениса Лапеги пока об этом не подозревает и, с желанием "урвать куш", ввязывается в авантюру с другими ребятами, среди которых: Швохнев (Александр Иванов), Утешительный (Матвей Жизневский), Кругель (Давид Степанян), а также Глов-старший (Иван Сигорских), Глов-младший (Андрей Попов) и Замухрышкин (Иван Лоскутов).

Об игре актеров стоит поговорить отдельно. Например, своеобразный «баттл» Александра Иванкова (Швохнев) с Иваном Сигорских (Глов-старший). Их диалог пестрил различными репликами персонажей, которые перемежались с открытыми жестами и особым очарованием актеров. Каждый вносил свои коррективы в исполняемую роль. Если у Иванкова Швохнев – темпераментный гуляка со странным чувством юмором, который не способен контролировать свой пыл и азартное влечение к картам, а также к выпивке, то Глов-старший в исполнении Сигорских – это жеманный старикашка с манерами «аристократии». И лишь «прозрачный друг» в лице алкоголя объединяет этих двух персонажей.

Другие артисты не сразу брали зрителей «в оборот». Поэтому в каких-то моментах «просаживался» темпоритм в общих сценах. Паузы, которые должны показывать напряженность действия, зачастую выглядели так, будто актеры позабыли свои реплики. Однако, порадовала собранность исполнителей. Так, например, персонаж Матвея Жизневского (Утешительный) со слов « Я сам играл» начал «оживать». Постепенно, с «раскачкой» образа пришли плутовство, лукавство и притворство, которые свойствены для господина Утешительного. Ихарев (Денис Лапега) иногда терялся среди основных мошенников, но в сцене с Замухрышкиным (Иван Лоскутов) проявил навыки жулика-профессионала. Замухрышкин же получился интересным и очень напыщенным персонажем. Эдакий «тараканище» со своими меркантильными замашками и внезаконными поступками.

Бунтарство, азарт и алкопати на столе – таков персонаж Андрея Попова (Глов-младший), который ярко контрастировал с другими «героями». С одной стороны разгоряченный человек, который мог «завестись» по любому случаю, а с другой – отчаянный безумец, поневоле оказавшийся заложником сложившейся ситуации. Переходы от одного состояния к другому в исполнении Попова выглядели настолько убедительно, что непроизвольно начинаешь содрогаться и сочувствовать этому персонажу.

Финал картины – диалог Ихарева с Гловым — не Гловым. Сцена, в которой сосредоточилась настоящая драма с элементами горькой комичности, где Ихарев, – «шулер первой степени», — остается наедине со своими мыслями и размышлениями о несправедливости случившегося. Поглощенный горестными раздумьями о негодяях, которые украли его «честные» деньги, Ихарев погружается в темноту.
Фото: пресс-служба театра Апарте

Не менее важным в постановке была сценография, которая передавала атмосферу, созданную основными действующими лицами. Так, в динамичных и драматических сценах (например, с игрой в карты) игра света и музыкальное сопровождение не только дополняли, но и подводили к кульминационной точке в пьесе. Или неожиданный ход: взаимодействие с публикой (сцена угадывание Ихаревым карт), сопровождаемое включенным светом в зале. Поэтому комната в городском трактире не находилась в статичном состоянии, благодаря режиссерским и сценическим решениям.

by Дарья Кинякина