Поэта Маргариту Белую знают многие лиепайские музыканты. Она, москвичка, несколько раз в год приезжает в наш город. Сейчас, уже три дня, вместе с несколькими лиепайчанами, она работает в студии звукозаписи Эгила Межа, записывая песни, которые прозвучат в будущей рок-опере о жизни рок-музыкантов. Есть надежда, что эта рок-опера будет поставлена в Московском театре «АпАРТе», где Маргарита Белая работает заведующей литературной частью. У Маргариты был час времени до записи в студии, который она смогла уделить для разговора о будущей рок-опере, чье название уже известно: «Дверь для принца или Forever rock-n-roll».
Много лет она была корреспондентом газеты «Известия» и в юности вместе с мужем играла в его рок-группе. Работая в газете и бывая в Латвии, Маргарита познакомилась с латвийскими рок-музыкантами, писала о них и увлеклась латвийской музыкой. А Лиепая, как город рок-музыки, особенно глубоко проник в сердце москвички. «Удивительно, что в таком небольшом городе живет и творит так много талантливых, потрясающих людей», - говорит она. «Это было летом 2011 года, когда, приехав сюда и вдыхая чудесный лиепайский воздух, я почувствовала, как ко мне приближается что-то замечательное. Так и случилось, - рассказывает Маргарита. – Иду по маленькой улочке, соединяющей улицы Лиепу и Дзинтару, и вдруг на меня буквально как снег на голову сваливается стихотворение, абсолютно готовое, законченное. Тут же на улице достаю блокнот и ручку, быстро записываю. На следующий день на том же самом месте происходит совершенно то же самое. Мистика. Там растут три дерева, и мы с друзьями решили, что где-то в их ветвях живет мой МУЗ. У поэтов-мужчин музы женского рода, а у меня – МУЗ»
Так появилось много стихотворений, но следующее лето оказалось в этом смысле еще более неожиданным. М.Белая: «Приехав из Москвы с мыслью хорошенько отдохнуть, я начала писать уже не по одному стихотворению в день, а сразу по семь-восемь. Пришлось пару раз просить МУЗА взять небольшую паузу, чтобы дать моей душе прийти в себя. В августе прошлого года, в кафе Микуса Фомина и Иевы Авоты «Буланжери», состоялся мой творческий вечер, совместно с музыкантами, написавшими песни на мои стихи. Микуса я знаю с 1986 года, когда он был маленьким мальчиком, а его отец Иго выиграл Гран-при конкурса молодых исполнителей «Юрмала». Тогда я написала об Иго несколько статей, и с тех самых пор мы подружились».
На том прекрасном вечере у Маргариты не было предчувствия, что в ее жизнь скоро ворвется рок-опера. Однако прошло всего несколько дней, и вот однажды, сидя у открытого окна, она начала писать либретто. За три часа была готова половина. «А на следующий день, 7 сентября, я отправилась в Рок-кафе, и там либретто было дописано до конца. Несмотря на грохот музыки, толпу людей вокруг, гвалт и суету. Я до сих пор не могу объяснить, каким образом это произошло. И все стихи, написанные этим летом, органично влились в либретто, как будто создавались специально для него. Это было невероятное чувство», - вспоминает Маргарита. Музыку к рок-опере написали лиепайские музыканты: Айнар Вирга, Эдгар Силацерпс, Виктор Бокс, Эмил Дрейблатс, Роберт Динтерс и бывший лиепайчанин Феликс Кигелис. Автор музыки к одной из песен – сама М.Белая. Либретто она уже показала в своем театре. «У нас сейчас работает много молодых актеров, в том числе недавних выпускников театральных вузов, они горячо прониклись моим замыслом. К постановке можно было бы приступить уже в следующем сезоне. Конечно, я прекрасно отдаю себе отчет, каких сил и средств это потребует. Надо ли? Конечно. Ведь такого никто никогда не делал! Это будет первый международный русско-латышский рок-проект, и, по-моему, он заслуживает, чтобы за него взяться.
Есть план одновременно с постановкой рок-оперы издать двойной альбом, в который войдут не только музыкальные композиции спектакля, но и несколько песен, также написанных лиепайскими музыкантами на мои стихи и в оперу не вошедших, общим числом более 20». Поэт полностью уверена, что ее песни в альбоме на русском языке должны петь именно их авторы, лиепайские музыканты. «Они немного стесняются, так как считают, что говорят и поют с акцентом, но я думаю, что этот акцент как раз создает неповторимый шарм, и буду настаивать, чтобы они пели сами. Другой вопрос – где найти деньги на запись альбома».
Автор либретто согласилась слегка приоткрыть сюжетную линию произведения. Его главный герой – талантливый рок-музыкант, совершивший в жизни немало ошибок. Он попадает в больницу, и, поскольку сюжет мистический, в больничной палате с рокером, то ли во сне, то ли наяву, происходят различные таинственные и странные события, призванные помочь ему переосмыслить прожитую жизнь. Талант тянет его вверх, грехи – вниз, а душа становится полем битвы добра и зла.
Создавая либретто, Маргарита использовала некоторые эпизоды из жизни легендарной латвийской рок-группы «Ливы». В своей работе поэт затронула также важнейшую социальную проблему – наркоманию. «Ни для кого не секрет, что и у вас, и у нас в России, наркотики стремительно «молодеют», захватывая в свои страшные сети все более молодых людей и даже детей. И об этом надо говорить прямо, открыто и честно». Завершая разговор, Маргарита сказала, что и у нее, и у лиепайских музыкантов, которые на прошлой неделе, 14-15 января, записывали в студии первую песню, было ощущение, что непосредственно рядом находятся многие талантливые и уже ушедшие в вечность латвийские и мировые рок-звезды: «У нас было чувство, что они поддерживают нашу работу и хотят помочь. Я уверена, что мы добьемся успеха". Дайга Лутере.